Изменения в трудоустройстве иностранцев в Польше

Изменения в трудоустройстве иностранцев в Польше

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в трудоустройстве иностранцев из стран, не входящих в ЕС. Эти изменения коснулись в большей степени  Ustawy z dnia 20 kwietnia 2004 r. o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy («О содействии занятости и учреждениях рынка труда»). Закон направлен на внедрение директивы Европейского Парламента № 2014/36/ЕС от 26 февраля 2014 года, которая обязывает страны Европейского Союза урегулировать условия выдачи разрешений на проживание и работу для иностранцев. Изменения коснулись в основном кратковременной и сезонной работы.

С 1 января 2018 года вводится новая форма заявления о поручении выполнения работы иностранцу (oświadczenia o powierzeniu wykonywania pracy cudzoziemcowi), которая заменила выдаваемое ранее заявление о намерении поручить работу иностранцу. Работа на основании oświadczenia, как и раньше, может осуществляться до 6 месяцев в течение 12 месяцев для граждан 6 стран – Украины, Беларуси, России, Грузии, Армении, Молдовы. Однако выдавать новые oświadczenia будут только для тех работ, которые не относятся к сезонным. Oświadczenia, выданные в 2017 году будут действительны, работать по ним можно до конца декабря 2018 года.

В то же время вводится новый вид разрешений на работу для иностранцев — разрешение на сезонную работу (zezwolenie na pracę sezonową), которое дает право работать до 9 месяцев в календарном году. К сезонным относятся работы в сфере сельского хозяйства, садоводства и туризма.

Работа на основании oświadczenia

Рассмотрим основные новации, которые касаются oświadczeń.

Работодатель, поручивший выполнение работы иностранцу на основании oświadczenia, до истечения срока окончания работы, указанного в oświadczeniu, может подать заявление о выдаче разрешения на работу (zezwoleniа) для этого иностранца на той же должности. Если заявление не содержит формальных несоответствий, или они были устранены в срок, работа иностранца считается легальной со дня истечения срока действия этого oświadczeniа до дня выдачи разрешения на работу или получения отрицательного решения по этому вопросу. Эти статьи закона применяются в случае заявления иностранца о выдаче разрешения на временное проживание для продолжения трудовых отношений у данного работодателя. (art. 88za).

Еще одно нововведение, касающееся oświadczen заключается в том, что работодатель должен письменно уведомить powiatowy urząd pracy:

  1. о дате начала работы иностранца на основании oświadczenia — не позднее, чем в день начала работы,
  2. о том, что иностранец не приступил к выполнению работы – не позднее 7 дней от срока, указанного в реестре oświadczeń.

Считается, что иностранец, приступивший к работе на основании oświadczenia, закончил работу в срок, указанный в реестре oświadczeń как дата окончания работы. Однако, работодатель или иностранец может уведомить powiatowy urząd pracy о более ранней дате завершения работы.

Если такие сведения не будут предоставлены, то в большинстве случаев будет считаться, что иностранец работал весь срок, на который выдано oświadczenie. Поэтому работник должен обязательно контролировать внесение сроков начала и окончания работы в реестр, особенно в случаях перерыва в работе. К тому же, если данные о начале работы, неявке или завершении работы иностранца не будут предоставлены, то работодателю грозит штраф.

С 1 января 2018г. введена оплата за выдачу oświadczenia в размере 30 злотых, которые должен оплатить работодатель, намеревающийся принять на работу иностранца. Такой же размер оплаты за выдачу разрешения на сезонные работы или за его продление. Раньше существовала только норма о внесении работодателем единоразового платежа в размере не более 10% минимальной заработной платы иностранца за выдачу разрешения на работу (фактически сумма платежа равнялась 100 злотым).

Изменения в законе законодательно закрепили возможность работы на территории Польши в рамках безвизового режима с Украиной, т.е. получить работу в Польше можно, въехав по безвизу. Однако закон не освобождает иностранца, желающего трудоустроиться в Польше, от необходимости получения разрешения на работу.

Наказание за нелегальную работу

В изменениях к закону внесены небольшие коррективы по определению легальности трудоустройства. В старой редакции закона одним из признаков нелегального трудоустройства было отсутствие разрешения на работу или же работа на иных условиях или на другой должности, нежели те, которые указаны в разрешении на работу или в разрешении на временное пребывание. В новом редакции закона данная статья (art. 2 ust. 1 pkt 14) упрощена и из перечисленных признаков осталось только отсутствие разрешения на работу, т.е. работник несет ответственность только за работу без разрешения, а за другие перечисленные нарушения несет ответственность работодатель (art. 2 ust. 1 pkt 22).

В новой редакции закона ужесточается ответственность работодателя за нелегальное трудоустройство иностранцев, а сумма штрафов может составить от 1 000 до 30 000 злотых. Кроме того, работодатель может понести уголовную ответственность за подачу фиктивных заявлений на выдачу разрешений на работу. Так, art. 88a, art. 88z закона дополнены пунктами о том, что работодатель, подающий oświadczenie, обязан написать в нём: „Я знаю об уголовной ответственности за подачу ложного заявления”. Эта оговорка заменяет уведомление органа об уголовной ответственности за указание ложных данных.

Иностранец, который нелегально выполняет работу, наказывается штрафом не ниже, чем 1000 zł.

Создание электронных реестров

В обновленном законе добавлены статьи, которые ужесточают контроль за всеми видами разрешений. Анонсировано создание электронных реестров, фиксирующих все выданные разрешения на работу (zezwolenie na pracę), разрешения на сезонную работу (zezwolenie na pracę sezonową) и заявления о поручении выполнения работы иностранцу (oświadczenie o powierzeniu wykonywania pracy cudzoziemcowi). Такие реестры должны содержать:

  1. все данные о лицах (иностранцах), которым были выданы разрешения,
  2. данные о работе, предоставляемой иностранцу
  3. место нахождения работы,
  4. вид договора, лежащего в основе выполнения работы,
  5. размер заработной платы, почасовой или месячной ставки,
  6. период выполнения работы с конкретными датами,
  7. количество рабочих часов в неделю или в месяц,
  8. подробную информацию о работодателях, которые ходатайствовали о получении разрешений.

Данные, которые необходимо предоставить, немного отличаются в зависимости от вида разрешения.

Основания для отказа в выдаче разрешений

Министрам дано право своим распоряжением вводить лимиты на выдачу разрешений на работу, исходя из потребностей рынка труда (спрос и предложение на рынке труда), соображений безопасности страны и общественного порядка, а также приоритета трудоустройства польских граждан. Такие квоты могут ограничивать количество разрешений по отдельным воеводствам, по профессиям, по видам договоров, на основании которых иностранцу может быть поручено выполнение работы, или видам деятельности субъекта, возлагающего выполнение работы на иностранца (art. 90b).

Расширен перечень оснований для отказа выдачи разрешения на работу иностранцу (art. 88j) и для отказа выдачи заявлений о поручении выполнения работы иностранцу (oświadczeń). Староста имеет право оценить, осуществляет ли работодатель хозяйтвенную деятельность, платит ли налоги и другие обязательные взносы и реально ли он нуждается в работниках.

Работодатель получил право обжаловать отказ в выдаче разрешения на работу иностранцу.

Дополнен перечень оснований, по которым воевода может аннулировать выданное разрешение (art. 88k).

Основное нововведение, которому посвящены несколько статей (art. 88n — art. 88y) закона o promocji zatrudnienia i instytucjach rynku pracy — водится новый вид разрешений на работу для иностранцев — разрешение на сезонную работу (zezwolenie na pracę sezonową). Новые статьи закона определяют процедуру выдачи, отказа, аннулирования разрешений на сезонные работы и правовые основания для этих процедур.

Тему разрешений на сезонные работы мы рассмотрим в следующей статье

Возник вопрос?

Хотите узнать больше или получить консультацию?

Читайте также
Напишите нам!

3 оценки, среднее: 5,00 из 53 оценки, среднее: 5,00 из 53 оценки, среднее: 5,00 из 53 оценки, среднее: 5,00 из 53 оценки, среднее: 5,00 из 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...