А вы готовы к новым налоговым правилам в Украине?

А вы готовы к новым налоговым правилам в Украине?

С 1 января 2021 года в Украине вступают в силу изменения в налоговый кодекс, которые касаются налоговых резидентов Украины, имеющих бизнес или банковские счета за ее пределами.

Еще 16 января Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законы (законопроекты №1210 и №1209-1). 22 мая 2020 года изменения были подписаны президентом Украины и с 01 января 2021 года вступают в силу (после принятия – закон № 466-IX). Целью данных законопроектов является адаптация украинского законодательства к международным нормам, а также внедрение международных стандартов налогового контроля для противодействия размыванию налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План действий BEPS). Многие называют эти изменения законами о деофшоризации бизнеса.

Информацию о том, какие ключевые изменения введены в части имплементации положений Плана действий BEPS, можно найти на сайте Министерства финансов Украины.

Очевидно, что крупные бизнес-структуры имеют намного больше возможностей для ухода от налогов, чаще и масштабнее пользуются такой возможностью. Однако данные изменения затронут абсолютно всех налоговых резидентов Украины, которые имеют бизнес или банковские счета за границей.

Контролируемая иностранная компания

Так, в частности, закон вводит налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК).

Контролируемая иностранная компания (англ. Controlled Foreign Corporation or Company, сокр. CFC) – это компания (юридическое лицо), осуществляющая свою деятельность в одной стране (юрисдикции), но контролируемая или принадлежащая налоговым резидентам другой страны.

Украинские бенефициарные собственники должны будут предоставить в налоговые органы информацию о наличии подконтрольных им компаний за рубежом. Декларировать владение или долю в КИК необходимо налоговым резидентам Украины, которые:

  1. являются владельцами более 50% долей в иностранной компании;
  2. являются владельцами более 10% долей в иностранной компании при условии, что более 50% в этой компании принадлежит резидентам Украины;
  3. осуществляют фактический контроль над иностранной компанией (например, резидент Украины контролирует банковские счета компании или при открытии счета указан в качестве бенефициара).

В контексте такой отчетности будет необходимо раскрыть информацию о структуре компании, ее активах, банковских счетах, дочерних компаниях и активах в своих бизнес-группах.

Налогообложение контролируемых иностранных компаний

Налогообложение контролируемых иностранных компаний

Под налогообложение не подпадают физлица, которые контролируют иностранную компанию в следующих случаях:

  1. доход от всех КИК, которые принадлежат физлицу, не превышает 2 млн. евро;
  2. акции компании котируются на бирже;
  3. объектом контроля является благотворительный фонд (при соблюдении ряда условий);

Также освобождение от уплати налога возможно при наличии двухсторонних договоров об обмене налоговой информацией или избежании двойного налогообложения между страной юрисдикции компании и Украиной в случае, если:

  1. КИК платит налоги в стране своей регистрации по ставке выше, чем налог на прибыль в Украине (18%) или незначительно ниже (до 5%);
  2. доля собственности резидентов Украины в компании составляет менее 50%.

Согласно новому закону, в перечень украинских плательщиков налога на прибыль попадают и нерезиденты. Их тоже ожидает большое количество нововведений, но на них мы останавливаться не будем.

Размер налога на доходы КИК для физлица составляет 18% + 1,5% военный сбор, либо, если доходы будут распределяться как дивиденды – 9% + 1,5% военный сбор. При расчете налога в Украине вычитается сумма налога, уплаченного в стране регистрации.

Правила налогообложения прибыли КИК начинают действовать с 01 января 2021 года. Хотя активно лоббируется необходимость переноса сроков введения налогообложения КИК.

Физические лица при подаче годовой декларации о доходах (до 30 апреля 2021 года) должны указать, что у них есть КИК. Для юридических лиц срок декларирования до 01 марта 2021 года.

Вас это не касается?

Казалось бы, можно спать спокойно. Вы убедились, что подпадаете под освобождение от уплаты налога и думаете, что вас это нововведение не касается? Но это не так.

Платить, возможно, и не должны, но обязаны отчитываться, то есть ежегодно подавать в налоговые органы информацию о себе, своей деятельности и деятельности своих компаний (отчет КИК). Вы должны обосновать, почему вам не нужно платить этот налог, и нести ответственность, если налоговая посчитает иначе.

В случае покупки, продажи компании или долей в иностранной компании вам тоже надо будет отчитаться перед украинскими налоговиками.

У украинской налоговой инспекции могут возникнуть вопросы по отдельным сделкам и хозяйственным операциям. Например, она может решить, что сделка не является экономически обоснованной (не дает экономического эффекта), а совершается с целью уклонения от уплаты налогов – отсутствие «деловой цели». В таком случае налоговая инспекция может отказать плательщику в пользовании налоговыми льготами на основании конвенции об избежании двойного налогообложения и доначислит налог.

Налоговая инспекция может потребовать расшифровку операций со связанными лицами и субъектами из низконалоговых юрисдикций.

Налоговая инспекция может затребовать аудиторское заключение для подтверждения достоверности и полноты информации, поданной в отчетности КИК.

Что грозит за неподачу отчетов о КИК?

Забыть или «забить» не получится, т.к. в этом случае вас ожидает штраф за неподачу или несвоевременную подачу отчетов о КИК.

Суммы штрафов просто огромны:

  1. за непредставление отчета о КИК – 100 прожиточных минимумов;
  2. за неотражение в отчете сведений о КИК штраф составит 3% от суммы дохода КИК или 25% от скорректированной прибыли КИК за соответствующий год (какая сумма окажется больше);
  3. за неуведомление о приобретении доли в уставном капитале КИК – в размере 300 прожиточных минимумов.

С введением в жизнь данных изменений количество кандидатов на получение штрафных санкций от украинской налоговой инспекции возрастает в разы.

Отстаивать свою правоту надо в украинских судах, а это путь долговременный и затратный. К тому же, практика свидетельствует, что судебные решения чаще выносятся не в пользу налогоплательщиков, а в пользу контролирующих органов.

Автоматический обмен налоговой информацией

Не стоит ожидать того, что ваш бизнес маленький и налоговая инспекция вас «не заметит».

Вероятность того, что налоговая инспекция в Украине не узнает о наличии бизнеса и/или банковского счета в другой юрисдикции, уменьшается с каждым днем. В рамках борьбы с уклонением от налогов был разработан стандарт автоматического обмена налоговой информацией между большинством стран мира – CRS (Common Reporting Standard). Система работает следующим образом:

  1. банки имеют информацию о своих вкладчиках и выделяют нерезидентов;
  2. информацию о нерезидентах банк отправляет в местный налоговый орган: личные данные держателя счета, баланс по счетам на конец года;
  3. местный налоговый орган передает полученную информацию в страну резиденции держателя счета, если эта страна имплементировала стандарт CRS;
  4. страна резиденции держателя счета сравнивает данные, которые задекларировал сам резидент с теми, которые предоставил его банк.

За закон о банковской тайне спрятаться не удастся. Все меньше банков обеспечивают анонимность и конфиденциальность от государства.

Возможность обмена налоговой информацией существовала и раньше, но работала она на основании двухсторонних договоров между государствами и в ручном режиме, т.е. по отдельному запросу. Теперь же передача информации будет осуществляться автоматически.

Список стран, участвующих в автоматическом обмене налоговой информацией, доступен на сайте: eoi-tax.org. На сегодняшний день в нем находится 161 страна.

Ожидается, что уже с 01 января 2021 года система CRS начнет активно работать в Украине. Все сведения собираются в налоговые органы стран в срок до 31 мая года, следующего за отчетным, а автоматический обмен налоговой информацией начинается с 01 августа.

Подобные законы есть и в других странах, но там они намного либеральнее и ориентированы на крупный бизнес. В Украине же предпочитают залезть в карман малого бизнеса.

Заключение

Те, кто открывали и открывают свой бизнес в Польше, делают это для ухода не от налогообложения, а от беспредела фискальных служб и контролирующих органов Украины, бюрократии, коррупции на разных уровнях власти, неопределенности и нестабильности, непрозрачности налогообложения и законодательства, ненадежности банковской системы. Бизнес хочет работать по понятным и прозрачным правилам — там, где ему комфортно.

Теперь, похоже, настала пора и физическим лицам, имеющим бизнес за границей, становиться налоговыми резидентами других стран.

Данная информация носит ознакомительный характер, дает только общее представление о законодательстве, но не заменяет юридическую трактовку законодательных норм.

Читайте также
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...