Пенсионная система в Польше

Пенсионная система в Польше

Управление социального страхования (ZUS) является основным исполнителем законодательства о социальном страховании, устанавливает права и выплачивает пособия за счет средств страхования. ZUS ведет лицевые счета всех лиц, охваченных социальным страхованием. Счета открываются на основании заявления работодателя о регистрации.

Пенсии по возрасту

Право получать пенсию по возрасту имеет тот, кто делал ежемесячные отчисления в ZUS (składka emerytalna) и достиг пенсионного возраста. С 1 октября 2017г. пенсионный возраст в Польше был снижен и на сегодняшний день составляет 60 лет – для женщин и 65 лет – для мужчин.

Начиная с 1 января 1999 г. в Польше вступила в силу реформа пенсионной системы и сейчас параллельно действуют две пенсионные системы:

  1. старая пенсионная система (распределительная) – распространяется на лиц, рожденных до 1 января 1949 г.,
  2. новая пенсионная система (распределительно – накопительная) – распространяется на лиц, рожденных после 31 декабря 1948 г.

Лица, рожденные после 31 декабря 1948 г., но до 1 января 1969 г., могли либо остаться в прежней пенсионной системе, либо перейти в новую.

Пенсионный взнос ежемесячно отчисляется с заработка каждого работника (в том числе и иностранца), трудоустроенного на основании трудового договора (umowa o pracę) или договора-поручения (umowa zlecenie), а также каждого физического лица, ведущего индивидуальную предпринимательскую деятельность. Те, кто работает на основании договора подряда (umowa o dzieło), не платят пенсионный взнос, следовательно, не могут зачислить этот период работы в свой трудовой стаж.

Взносы на пенсионное страхование (19,52% от заработной платы) финансируются работником и работодателем в равных частях по 9,76%. Перечисленные средства на пенсионное страхование делятся следующим образом:

  • 12,22 % уходит в государственную систему социального страхования (данный уровень называется распределительным),
  • 7,3 % средств идут или же полностью на субсчет в ZUS, или же 4,38 % идет на  субсчет в  ZUS, а 2,92 % в выбранный застрахованным открытый пенсионный фонд (OFE).

OFE (открытый пенсионный фонд) является частным финансовым учреждением, основной задачей которого является сбор и приумножение денег своих членов с целью обеспечения пенсионных выплат по достижении пенсионного возраста плательщиком взносов. Открытый пенсионный фонд осуществляет инвестирование денег своих членов в различные финансовые институции для получения максимально возможной прибыли.

До 31 августа каждого года ZUS присылает застрахованному информацию о балансе на пенсионном счете в ZUS и предполагаемом размере пенсии. Застрахованному, которому до достижения пенсионного возраста остается не более 5 лет, дополнительно передается информация о размере гипотетической пенсии, которую он получил бы, если бы ушел на пенсию через 1 год, 2, 3, 4 года или 5 лет.

Расчет размера пенсии по старой пенсионной системе достаточно сложный, зависит от множества факторов и не актуален для иностранных граждан, имеющих право на польскую пенсию, поэтому рассмотрим, как определяется размер пенсии по новой пенсионной системе.

Определение размера пенсии по возрасту для лиц, рожденных после 1 января 1949 года

Для расчета пенсии берутся во внимание:

  1. взносы на пенсионное страхование, аккумулированные на личном счете в ZUS, с учетом их индексации;
  2. средства, хранящиеся на субсчете, с учетом их индексации;
  3. начальный капитал.

Сложив все эти суммы, получим основу для расчета пенсии.

Начальный капитал – это составляющая часть расчета пенсии, отражающая ход карьеры за период до 1999 года для людей, родившихся после 31 декабря 1948 г..

Размер пенсии определяется как сумма всех уплаченных пенсионных взносов (с учетом индексации) разделенная на предполагаемое количество месяцев, в течение которых вы будете получать пенсию. Предполагаемое количество месяцев пенсионных выплат определяется на основе средней продолжительности жизни, которую ежегодно до 30 марта текущего года публикует Статистическое управление в Monitorze Polskim.

Если рассчитанный размер пенсии будет меньше, чем минимальная пенсия по стране, то такая пенсия может быть поднята до размера минимальной при наличии трудового стажа не ниже минимального. На сегодняшний день минимальный пенсионный стаж составляет 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Размер минимальной пенсии по возрасту ежегодно индексируется и на 1 марта 2018 года составил 1029,80 злотых. При отсутствии минимального трудового стажа, пенсия также будет назначена, однако, она не может быть поднята до минимальной.

Пенсии для граждан, имеющих периоды страхования в других странах

С 1 мая 2004 года, с момента вступления Польши в Европейский Союз, нормой национального законодательства Польши стали правовые акты Евросоюза в области социального обеспечения.

Что касается государств, не являющихся членами Европейского Союза, обязывающую силу имеют двусторонние договора о социальном обеспечении. Из стран бывшего СССР такие договора с Республикой Польша имеют только Украина и Молдова (прибалтийские страны регулируют отношения с Польшей на основании правовых актов Евросоюза). Но даже граждане тех стран, у которых отношения с Польшей в области социального обеспечения не урегулированы, могут иметь основания для получения пенсионных выплат в Польше. Конечно, каждый случай индивидуален, но если человек имеет периоды страхования в Польше, т.е. периоды, за которые в польскую систему пенсионного страхования были отчислены взносы, то он может обратиться в ZUS с заявлением о предоставлении пенсионных выплат пропорционально страховому периоду.

Договор о социальном обеспечении между Польшей и Украиной

С 1 января 2014 года вступил в силу Договор о социальном обеспечении между Польшей и Украиной, подписанный 18 мая 2012 года в Киеве (Dz.U. z dnia 25 listopada 2013 r., poz. 1373). Этот договор регулирует получение пенсий и пособий для граждан, которые имеют периоды страхования за рубежом.

Людям, которые имеют недостаточный страховой стаж для приобретения права на пенсию в Польше или в Украине, договор гарантирует суммирование периодов страхования в обеих странах. Страховой стаж, приобретенный по законодательству каждого из договорных государств, учитывается, в случае необходимости, другой договорной стороной для получения права на пенсию.

Размер пенсиии будет определяться пропорционально периодам страхования, каждая договорная сторона назначает и выплачивает пенсию за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на своей территории.

В Договоре предусмотрен также перенос пенсии лицу, проживающему в другом государстве – стороне соглашения. Это означает, что польская пенсия может быть передана лицу по месту проживания в Украине, а украинская пенсия может передаваться проживающему в Польше лицу.

Лицо, имеющее право на польскую пенсию, может получать ее либо в Польше путем перечисления на личную банковскую карточку или банковскую карточку уполномоченного лица, либо на банковскую карточку в украинском банке или же ZUS может перенести пенсию на Украину.

Если лицо, которому установлено право на пенсию по возрасту в ZUS, имеет также достаточный трудовой стаж для получения пенсии в Украине (без суммирования страховых периодов), то получение украинской пенсии не вызывает снижения или прекращения права на пенсию от ZUS.

Заявки на получение пенсии в Польше на основе польско-украинского Договора о социальном обеспечении рассматривает Отделение социального страхования в Жешуве – Отдел Реализации Международных Договоров, Ал. Пилсудского 12, 35-075 Жешув.

Заявление можно также подать в любом другом подразделении ZUS, удобном для клиента (заявление для рассмотрения будет передано в Отдел Реализации Международных Договоров в г.Жешув).

Если заинтересованное лицо проживает в Украине, то заявление необходимо подавать в Пенсионный фонд Украины, ул. Бастионная 9, 01601, Киев или в территориальное отделение Пенсионного фонда Украины.

Право на другие пенсии и пособия

Договор о социальном обеспечении между Польшей и Украиной касается не только пенсионных выплат по старости, но и дает право на получение других социальных пособий:

  1. пенсий по нетрудоспособности,
  2. пенсий по случаю потери кормильца,
  3. пособий при несчастных случаях на рабочем месте и профессиональных заболеваниях,
  4. пособия на погребение.

Получить вышеперечисленные пенсии и пособия в случае необходимости могут только те граждане Украины, которые работали в Польше на законных основаниях и отчисляли со своей заработной платы взносы на социальное страхование.

Люди, получающие такие пенсии и пособия, обязаны информировать отдел социального страхования о зарплате, доходах от бизнеса или других получаемых доходах. Сумма этих доходов может повлиять на размер причитающейся пенсии или пособия. Если сумма доходов (польских и иностранных) превышает:

  1. 70%, но не более 130% от среднемесячной зарплаты, действующей в Польше – пенсия или пособие уменьшается;
  2. Больше 130% от среднемесячной заработной платы, действующей в Польше — право на пенсию прекращается.

Вышеуказанные правила не распространяются на пенсионеров, которые достигли всеобщего пенсионного возраста. Такие пенсионеры имеют право совмещать получение пенсии и доходов от трудовой деятельности без каких-либо ограничений.

Правовые основания

  1. Ustawa z dnia 17 grudnia 1998 r. o emeryturach i rentach z Funduszu Ubezpieczeń Społecznych (Dz.U. 1998 Nr 162 poz. 1118)
  2. Umowa między Rzecząpospolitą Polską a Ukrainą o zabezpieczeniu społecznym, sporządzona w Kijowie dnia 18 maja 2012 r. Poz. 1373

Возник вопрос?

Хотите узнать больше или получить консультацию?

Читайте также
Напишите нам!

2 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...
+48 727 861 821 (Viber)
amadej.eu
amadej.eu@gmail.com